Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями - Киселева Татьяна Георгиевна
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями сегодня является тем самым звеном, которое способно установить надежную связь между школьниками и педагогами. Роль советника заключается в организации современного воспитательного процесса в школе с точки зрения развития деятельности детских и молодежных общественных объединений, трансляции федеральной и региональной повестки по основным мероприятиям и конкурсам, помощи в реализации инициатив учеников, увеличении охвата школьников, принимающих участие в интересных им событиях, точечной работе по профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде, трансляции лучших практик и примеров наставничества.
Документы и полезные ссылки
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 г. № 225
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание»
- Примерный календарный план воспитательной работы
- Федеральная группа проекта ВКонтакте
- План работы советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на 2024-2025уч.год
Кто такой советник?
Цель советника я бы определила как модернизацию воспитательной среды в школе.
1. Советник – это специалист, который помогает директору «настроить» воспитательную работу в рамках рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.
2. Советник ликвидирует кадровые дефициты. Лишь в немногих школах полностью укомплектован штат педагогов, занимающихся воспитанием детей. Заместитель по ВР это административная должность, а непосредственно практическая работа по воспитанию ложится на плечи педагога-организатора, старшего вожатого, но эти должности есть далеко не в каждой школе. Советник – тот практик, который «закрывает» недостающий штат.
3. Носитель и прямой проводник федеральной повестки. Гармонично интегрирует яркие федеральные проекты в воспитательные программы школы. Обладает оперативной информацией о разнообразии проектов и программ, реализуемых в данный момент времени, активно использует эту информацию в работе со школьными коллективами, (ШВР, педагоги, дети, родители).
4. Выявляет, анализирует и распространяет лучшие инициативы, модели и практики из опыта реализации воспитательной работы в своей школе. Не разрушает и строит заново, а лишь модернизирует, опираясь на актуальную повестку и наполняя смыслами и учитывая ценностный ряд.
5. Анализирует контент проводимых в школе событий в рамках действующей программы воспитания. Анализирует на предмет определенных Стратегией образования ценностей и смыслов, при необходимости выносит предложения о модернизации/оптимизации того или иного мероприятия (события).
6. Вносит воспитательный компонент и наполняет смыслами работу каждой школьной секции – даже той, которая формирует довольно узкие навыки. Например, шахматный клуб, который обучает детей игре в шахматы (формирует навык игры, тренирует системное мышление). Советник может предложить внести в него модуль по изучению истории шахмат в России. Биографии знаменитых игроков, просмотр фильмов, чтение книг, изучение знаменитых шахматных партий советских и российских шахматистов. Таким образом, у детей, кроме навыка игры, формируется чувство причастности к шахматному сообществу страны, появляются авторитеты, ребенок осознает и чувствует свои «корни» и понимает, почему именно в России такая сильная шахматная база. Такой воспитательный компонент с опорой на историю, традиции, ценности нашего государства по аналогии включается в каждый кружок, секцию, многие уроки и в каждое мероприятие, проводимое в рамках воспитательной программы в школе.
7. Информационный источник различных возможностей:
- На постоянной основе широко владеет информацией об актуальных проектах и программах, реализуемых на федеральном, региональном муниципальном и школьном уровнях. Обладает хорошей «насмотренностью» в этом направлении, ориентируется в актуальной повестке.
- Навигатор околошкольного досуга. Анализирует и эффективно использует ресурсную базу школы и муниципального района (во взаимодействии с директором и муниципальным координатором) – различные клубы, секции, общественные организации Это позволяет советнику быстро предложить точный вектор развития каждому ребенку в тот момент, когда ему это нужно. -,
8. Вовлекает в событийную жизнь школы тех детей, которые обычно «отсиживаются», стесняются проявить себя, прячутся за активными детьми. Опираясь на актив школы, как на команду помощников, организаторов событий, выстраивает систему преемственности, когда активные дети «заражают» своим энтузиазмом тех, кто поскромнее, менее замотивирован. В этом аспекте активно использует принцип наставничества и принцип «равный - равному».
9. Является тем педагогом, которому дети безусловно доверяют. Старшим другом, наставником. Тем, кому можно доверить свои чувства, желания, мечты и секреты, не опасаясь за их сохранность.
10. Работает с активом родителей. Привлекает «ресурсных» родителей к воспитательной работе. Планирует вместе с ними мероприятия, вовлекает родителей в жизнь школы – и как соорганизаторов, и как полноценную орг. группу. Абсолютно каждый родитель может поделиться с детьми своими знаниями умениями, рассказать про интересное хобби, про свою профессию, опыт путешествий, кулинарный талант и т. д… Именно эти сильные интересные стороны родителей можно эффективно использовать в работе как с классом, так и на уровне школы.
11. Системно занимается позиционированием своей школы. Отвечает за информационное сопровождение воспитательной деятельности в школе, за наполнение социальных сетей (работая в тесном взаимодействии с медиацентром школы), освещая событийную жизнь общеобразовательной организации, тем самым, информируя родителей о том, как реализуется воспитательная программа. Цель – сформировать у родительской общественности понимание важности и приоритета воспитательного процесса в данной школе.
12. Действует в составе команды (ШВР). Являясь сотрудником РосДетЦентра, выстраивает партнерское взаимодействие с адининстрацией и пед. коллективом школы. Привлекает пед. коллектив к реализации воспитательной программы, распределяет ответственность и делегирует функционал (не сам организует мероприятия, а разрабатывает концепцию, предлагает форму и подключает к разработке и проведению педагога-организатора и /или школьный актив)
У Проекта есть особенность: он реализуется в партнерстве Министерством Просвещения и Российским детско-юношеским центром. Оба ведомства реализуют воспитательные программы, но имеют разные подходы.
Система образования является носителем классического подхода: опирается на сильную традиционную базу, использует классические формы работы. В системе образования ребенок играет роль обучаемого. Этот подход традиционен, основателен и стабилен.
Российский детско-юношеский центр практикует подход, присущий органам по работе с молодежью: он основывается на современных молодежных трендах. Чутко отслеживая запросы современной молодежи, вырабатывает формы работы, актуальные здесь и сейчас. В системе программ молодежной политики ребенок играет роль партнера, товарища, младшего друга. Этот подход отражает время и является гибким, вариативным.
• Уникальность и сильная сторона советника в том, что, являясь параллельно сотрудником образовательной организации и Российского детско-юношеского центра, он совмещает в своей работе оба подхода. Как педагог школы, советник, имея классическое образование, опирается на стабильный базовый, традиционный подход. А как сотрудник РДЦ – обладает компетенциями специалиста по работе с молодежью: ориентируется в трендах, находится «на одной волне» с молодежью.
К тому же Советник – прямой импульс от государственной политики до реального практического сектора и лицо школы в проекте «Патриотическое воспитание граждан РФ». Его успехи – успехи школы. Его провалы – провалы школы. Воспитательная работа – это исключительно командная история. И весь смысл этого Проекта – создание целостной воспитательной среды , в которой полноценно и разносторонне развиваются наши дети. Именно ребенок – тот, вокруг кого вся эта трансформация системы задумана, разработана и сейчас воплощается.
Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»
Программа «Орлята России» – уникальный проект, направленный на развитие социальной активности школьников младших классов. Участниками программы «Орлята России» становятся не только дети, но и педагоги, родители, старшеклассники-наставники из старших классов. В содружестве и сотворчестве ребята и взрослые проходят образовательные треки, участвуют в коллективных творческих делах, получая уникальный опыт командной работы.
Программа «Орлята России» – это открытое сообщество единомышленников, которое живёт под девизом «Учимся, растём, мечтаем вместе!». Участие классного коллектива в программе «Орлята России» способствует формированию сплоченного коллектива, основанного на принципах взаимного уважения и включенности каждого его участника в совместную деятельность, направленную на позитивные преобразования окружающего мира.
МИССИЯ ПРОГРАММЫ
- Воспитание достойных граждан Отечества.
- Раскрытие способностей и талантов каждого ребенка.
- Создание атмосферы дружбы, творчества и доверия.
ПРОГРАММА «ОРЛЯТА РОССИИ» - ЭТО:
- программа внеурочной деятельности, разработанная методистами ВДЦ «Орлёнок». Она включает себя серию коллективных творческих дел по 7 трекам: Лидер, Эрудит, Спортсмен, Эколог, Мастер, Доброволец и Хранитель исторической памяти. Все занятия направлены на формирование гармонично развитой личности, развитие лидерских и организаторских способностей, формирование у младших школьников социально-значимых ценностей: Родина, Семья, Команда, Здоровье, Природа и Познание.
- курсы повышения квалификации для педагогов начальных классов по подготовке к реализации программы «Орлята России»: дистанционный курс и очно-заочные курсы на базе ВДЦ «Орлёнок».
- летняя кампания лагерей по программе «Содружество Орлят России»: пришкольные смены для учеников 1-2 классов, региональные смены для учеников 3-4 классов, федеральные смены на базе ВДЦ «Орлёнок», ВДЦ «Океан» и ВДЦ «Алые паруса» для классов-победителей конкурсного отбора из числа учеников 4 классов.
- комплекс событий регионального и федерального уровня, направленных на методическую, организационную и информационную поддержку участников: итоговые события по трекам программы, форум учителей начальных классов, образовательные семинары и интенсивы в очном и онлайн-форматах.
КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСИТ УЧАСТНИКАМ ПРОГРАММА «ОРЛЯТА РОССИИ»?
Детям:
- создаёт пространство развития;
- формирует личность;
- учит верить в себя и свои силы;
- готовит к жизни в обществе.
Родителям:
- делает общение с детьми интересным;
- позволяет стать частью единой команды взрослых и детей;
- открывает простор для совместного творчества с детьми;
- помогает увидеть и раскрыть таланты своего ребёнка.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОГРАММЕ «ОРЛЯТА РОССИИ»
Родители – являются активными участниками и значимыми действующими лицами при реализации программы. Сотворчество детей и родителей создает как в семье, так и в школе тёплую атмосферу взаимопонимания, взаимодоверия и взаимопомощи.
Этапы включения родителя в реализацию программы:
1. совместное с учителем принятие решения об участии в программе;
2. поддержка и настрой своего ребёнка на активное участие в программе совместно с классом;
3. участие в определённых делах треков программы (выходы на природу, соревнования, родительские собрания, экскурсии и многое другое);
4. взаимодействие с учителем в вопросах воспитания своего ребёнка.
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», реализуется федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский детско-юношеский центр» и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением «Всероссийский детский центр «Орлёнок» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых».
ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ШКОЛЕ (блок информации на усмотрение образовательной организации):
Координацией программы на уровне образовательной организации занимается советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (ФИО и контактные данные).
Классы, принимающие участие в программе «Орлята России» (актуальный перечень):
- класс, ФИО педагога, контактные данные.
ВИДЕОРОЛИК О ПРОГРАММЕ: https://disk.yandex.ru/i/tfK9v-ty0Gjv5w
ФОТОГРАФИИ: https://disk.yandex.ru/d/lHoRQqmnZCsDqA